Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Версия для слабовидящих

dr_mashuk@mail.ru

(87932) 5-95-94

Основные направления нашей деятельности

Основной целью деятельности учреждения является лечение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с поражением нервной системы, с нарушением психики, их социальная и психосоматическая реабилитация. Предметом деятельности учреждения является: педиатрия, неврология, физиотерапия, воспитание детей, социальная и правовая защита воспитанников, находящихся в учреждении. Учреждением получена лицензия № ЛО 26-01-001900 от 19 июня 2013 г. на осуществление медицинской деятельности, которая предусматривает осуществление доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: общественному здоровью и организации здравоохранения, педиатрии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии, неврологии, организации здравоохранения и щбщественному здоровью, диетологии.

Возглавляет учреждение главный врач Ильина Аида Рудольфовна — человек неординарный, энергичный, живущей интересами учреждения, умеющей решать проблемы и преодолевать препятствия в наше непростое время. Дом ребенка расположен в нескольких зданиях - пяти лечебных корпусах, постройки до 1917 года, приспособленых под содержание детей, административ-ного здания, прачечной-котельной, гаражей. Все лечебные корпуса на прилегающих территориях имеют благоустроенные площадка с игровыми комплексами, павильонами, качелями для организации досуга детей во время прогулок. Общая площадь территории составляет 1,095 га. Территория благоустроена, озеленена, разбиты клумбы. В доме ребенка проводятся курсы лечения и реабилитации, коррекционно-восстановительные мероприятия для детей-инвалидов ( а их в учреждении больше 40%). В учреждении постоянно пребывают дети, большая часть которых имеет ряд хронических заболеваний ( ВПР, ДЦП, генетическая патология, сердечная патология.) У многих детей с перинатальным поражением ЦНС отмечаются различные клинические формы психического дизонтогенеза, проявляющиеся в отставании в развитии. Все это требует длительного периода реабилитации, восстановления не только утраченных функций, но и развития компенсаторных возможностей организма.

Одной из задач, стоящих перед нашим учреждением, является комплексная медико-психолого- педагогическая реабилитация детей раннего возраста. В групповых комнатах учреждения имеется реабилитационно-коррекционное оборудование: «сухой бассейн», звуковые дорожки для рук и ног, лабиринт, устройства для передвижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, специальная мебель. Функционирует физиотерапевтический кабинет, зал ЛФК. Используется комната для формирования и развития сенсорных функций у детей различного возраста. При проведении комплексной реабилитации учитывается индивидуальный подход к лечению с использованием современных средств и методик восстановительной терапии (медикаментозные и немедикаментозные). Традиционная медикаментозная терапия занимает основное место в первом клиническом этапе реабилитации. Учитывая специфику патологии находящихся в нашем учреждении детей, значимое место в восстановлении и коррекции когнитивных нарушений занимает медикаментозная терапия с использованием ноотропных препаратов. Выбор препарата проводиться по максимально значимому симптому, требующему коррекции. Одним из немедикаментозных средств восстановительной терапии является психолого-педагогическая помощь. Вся работа состоит из следующих этапов:

  • 1-й- выявить исходный уровень развития каждого ребенка;
  • 2-й- определить характер динамики воспитанников в специально организованных условиях;
  • 3-й- оценить результативность проведенной работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого малыша.

В качестве нормативного документа используется шкала оценки нервно-психического развития (НПР) Фрухт Э.Л., Печоры К.Л. Но мы решили внести некоторые изменения, поскольку наше учреждение специализированное, где находятся дети с самыми разнообразными патологиями. И, зачастую, в силу основного заболевания, ребенок никогда не достигнет тех норм, которые приемлемы для здоровых детей. Поэтому, мы считаем целесообразным сравнивать показатели НПР каждого ребенка не только с общепринятой нормой на данный эпикризный срок, но и с предыдущими показателями самого воспитанника по всем ведущим линиям. Это находит свое отражение в графиках и позволяет увидеть динамику развития каждого малыша.

На графиках отмечаются разным цветом ведущие линии развития ребенка (активная и пассивная речь, развитие движений, зрительное и слуховое сосредоточение и т.д.). Согласно графику можно увидеть, что некоторые показатели НПР находятся определенный период в стадии «застревания». Благодаря систематической коррекционной работе этот период сменяется положительной динамикой. Распада уже сформировавшихся знаний, умений и навыков не происходит ни у одного ребенка. Безусловно, дети проходят все стадии онтогенеза, но у каждого малыша свои темпы развития. Использование графиков нервно-психического развития детей позволяет нам проводить сравнительный анализ в группах, определить % соотношение положительной динамики по всем ведущим линиям. Интерес представляют показатели детей, воспитывающихся в доме ребенка с самого рождения и поступивших к нам из семьи.

Так, речевые нарушения и снижение уровня познавательной активности преобладают у детей первой группы, а у малышей второй группы больше проблем возникает в сенсорном развитии. Одним из главнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями, поэтому в текущем году свою методическую деятельность мы посвятили теме «Специфика развития общения с взрослыми детей раннего возраста в условиях домов ребенка», активному использованию новых коммуникативных технологий. Практическое значение работы заключается в разработке на её основе приемов гармоничных отношений между детьми и взрослыми в условиях домов ребенка, снижение депривационного фона, осуществление дифференцированного подхода в зависимости от структуры дефекта, характера ведущего нарушения, особенностей вторичной патологии.

Цель нашей работы состояла в том, чтобы экспериментальным путем доказать, что:

  • решающая роль в развитии общения у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, принадлежит взрослому.
  • дети специализированных домов ребенка при условии целенаправленной коррекционной работы с использованием новых технологий имеют потенциальные возможности компенсации дефектного развития, адаптации и интеграции в социум.
Изучив особенности ситуативно-личностного общения (сроки появления общения, объем репертуара коммуникативных действий, уровень инициативности детей, уровень вовлеченности ребенка в общение), мы использовали коммуникативные технологии по развитию общения у детей раннего возраста. Одной из таких технологий является поддерживающая коммуникация. Её цель заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он может контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей. Невербальные средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком, имеющим сложную структуру дефекта. Способность к коммуникации посредством тактильных ощущений, мимики, жестов, телодвижений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков и языка. Это взаимодействие с окружающей средой начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным средством эмоциональной экспрессии. Мы старались на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию: разрабатывали игры, стимулировали возникновение ориентировочного действия - « взор на лицо взрослого», учились считывать информацию телодвижений детей, особенно это нам помогало при общении с детьми, имеющими дефекты слуха.

Дальнейшая наша работа была направлена на переход от ситуативно-личностного к ситуативно-деловому общению. Безусловно, важнейшую роль здесь играет взрослый. Предметная деятельность становится ведущей, но интересным и нужным предмет становится только тогда, когда взрослый покажет, что можно с ним делать. Так происходит потому, что взрослый является центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. На этом этапе мы использовали такие технологии, как:

  • игротерапию, которая улучшает эмоциональное и физическое состояние ребенка, помогает малышу приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и общении;

Мы разработали систему игр по развитию коммуникативных навыков:

  • обучению навыкам взаимодействия с партнером;
  • умению действовать в соответствии с правилом;
  • игр, способствующих сплочению детей, объединяющих малышей общим действием.
  • куклотерапию, где взрослый предлагал детям куклу как объект для эмоционального общения;
  • Монтессори-педагогику с её принципами: (идти от ребенка, специально подготовленной обучающей среды, сензитивности, свободы развития ребенка);
  • музыкотерапию (шум воды, пение птиц, звуки леса);
  • релакс-упражнения, способствующие спонтанному снижению высокого уровня психического напряжения ребенка («Задуй свечу», «Озорные щечки», «Тишина»).

С 2010 года в учреждении используются следующие технологии:

  • ландшафтотерапии - это направление арт-терапии, связанное с использованием целебных сил природы. Давно замечено, что разнообразие деревьев, цветов и трав, голоса птиц, вид журчащего ручья, общение с животными помогают человеку быстрее расслабиться и восстановить свои силы. А возможность творчески передать свои впечатления от встречи с природой на бумаге, ткани, в музыкальной, танцевальной или словесной форме позволяет создать положительный настрой, расширяет границы восприятие мира, позволяет позитивно посмотреть на свою жизнь и ощутить внутреннюю свободу;
  • литотерапии, древней методики оздоровления и гармонизации психоэмоционального состояния, которая переживает сегодня свое второе рождение. У детей до 3-х лет сенсорное восприятие является ведущим направлением в развитии, поэтому дети с большим удовольствием возятся с камнями, бусами, нефритовыми пирамидками и т. п. Это действие снимает стресс, агрессию, развивает координацию движений, стимулирует память и внимание;

В 2014 году в реабилитационных мероприятиях планируется внедрение следующих новых технологий:

  • агротерапии, которая предполагает посадки лука, чеснока, овса, рыхление, просеивание земли, наблюдение за ростом растений. Дети могут высаживать семена и клубни цветов, выращивать клубнику и огурцы, ухаживать за ними, есть выращенное и угощать окружающих. Предусматривается работа с семенами, бобами, листьями — в ИЗО, аппликации, конструировании, лепке, что развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает речь, снимает эмоциональную напряженность;
  • песочной игротерапии, которая является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными. Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
Вся деятельность медико-педагогического коллектива учреждения направлена на обеспечение ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья, их своевременное, полноценное физическое и психическое развитие, облегчение их социальной адаптации. Используя все перечисленные выше технологии, мы добились некоторых положительных результатов: увеличилось количество детей, предпочитающих ситуативно-деловое общение. Критерии оценки: предпочитаемая форма общения, объем репертуара коммуникативных действий, уровень развития инициативности ребенка, умение развивать ситуацию общения, чувствительность к оценке взрослого, умение сотрудничать с взрослым.

To Top ^